Вы здесь

Полторы комнаты, или путешествие около Бродского

Рейтинг: 

Купила фильм в подарок на Новый год. А тут морозы застопорили все передвижения - и решила посмотреть его сама. Теперь - фигушки, пока дубликат не будет моим, Дед Мороз из Устюга с подарком не выедет. Ipso - фильм хороший, что ли?

Жанр фильма талантливого мультипликатора Андрея Хржановского обозначен как "фильм-фантазия". Все там по законам сна и разворачивается: герой Григория Дитятковского (похож на "позднего Бродского", похож) пытается - без всякой пространственной и временной логики - доехать в ту страну, в которую так и не вернулся при жизни, доплыв только стихами и (гораздо позже) прозой.

Единственное, что спасает очень неуверенные игровые фрагменты фильма - великолепные Фрейндлих и Юрский, представляющие родителей Бродского. Не знаю, насколько был искрененен Алексей Герман, написавший в рецензии: "Я заплакал в конце", но поверить в это, кажется, можно. Фрейндлих поднимает кино почти до уровня фильмов Тарковского.

Трагизм снимается мягкой улыбкой самого Хржановского в мультипликационных фрагментах - действительно, они просто замечательны. Ради них-то и стоит посмотреть фильм полностью. Соединяясь с рисунками самого Бродского, они очень тонко передают "закадровую иронию" его стихов. Ощущение почти такое же, как при анимации "пушкинских" рисунков Нади Рушевой.

Фрагменты хроники, призванные весьма естественно соединять разнородный текст фильма, скорее, его разъединяют. Как заметил один из наших ведущих литературоводов и кинокритиков, забавно смотрится симулякр Бродского, идущий рядом с настоящим Евгением Рейном. Забавно и несколько неестественно, добавим. Хотя, может быть, модернистская эстетика фильма это и предполагала?

Собравшее много призов интеллектуальных кинофестивалей околобродское путешествие действительно сентиментально. Но с филологической - всегда ностальгической - точки зрения неплохо сделано. Стоит ли требовать многого от хорошего и грустного мультфильма вперемешку с закадровым странным голосом Бродского, читающего свои стихи? Особенно хороша бродская апология путешествующих (в том числе и летающих) котов, которые воплощают альтер эго ироничного расказчика. Желание реинкарнации в венецианском Раю в котячьем облике, похоже, осуществилось...

Ключевые слова: 
Хржановский, Бродский, Юрский, Дитятковский